Что нужно знать о коммерческих закупках

Если в сфере госзакупок все этапы и требования строго регламентированы, то коммерческие торги отличаются некой непредсказуемостью. Для многих компаний участие в коммерческих тендерах и аукционах сродни шагу в неизвестность, что не совсем верно.

Давайте разберемся в особенностях негосударственных торгов.

1. Заказчик

Частные компании, в которых нет доли государства. Сегодня все крупные коммерческие предприятия переходят на тендерные закупки. А это внушительная доля всех торгов и дополнительная зона роста для вашего предприятия. Да и конкуренция здесь значительно ниже, чем в госзакупках.

Совет 1: В условиях кризиса руководства компаний пересматривают статьи расходов и часто заключают новые договора. Это реальный шанс найти себе новых постоянных заказчиков.

2. Торговые площадки

На этом этапе возникают трудности: источников информации более 6000, отследить все подходящие тендеры нереально.

- Крупные компании с большим объемом закупок создают свои тендерные площадки — их легко найти. Своя тендерная система есть у «Роснефти», «ВТБ 24», «РЖД», «Московского метрополитена». Например,

etpgpb.ru группа «Газпромбанка»

- Существуют порталы, которые объединяют закупки по отраслям. Например,

electro-torgi.ru продажа имущества банкротов

b2b-energo.ru электроэнергетика

- Есть и межотраслевые порталы. Например,

b2b-center.ru

fabrikant.ru

Otc.ru

bicotender.ru

В отличие от федеральных площадок, регистрация и участие в торгах платные.

Совет 2: Используйте возможности поисковых систем. Например,

ist-budget.ru

seldon.ru

findtenders.ru

tenderplan.ru

zakupki360.ru

meltor.ru

kontur.ru/zakupki

Это сэкономит время и поможет выбрать из всего многообразия тендеры, интересные именно вашей компании.

3. Как проходят торги

По правилам организатора закупок. Коммерческие торги регулирует Гражданский кодекс РФ и закон о конкуренции. Строгого регламента нет. Заказчик имеет право:

- выбрать способ закупки,

- определить порядок процедуры,

- составить свои требования к документации и к участникам,

- определить свои параметры оценки заявок.

Как правило, все требования логичны, обоснованы и позволяют сразу отсеять неподходящих

кандидатов. В целом, заказчики придерживаются общей схемы проведения торгов. Есть возможность договариваться по условиям, обговаривать какие-то пункты дополнительно.

Совет 3: Тщательно изучайте конкурсную документацию. Не оставляйте без внимания ни один аспект. Здесь применима поговорка: дьявол в деталях.

4. Подача заявки

Иногда требования могут быть совсем простыми — вплоть до коммерческого предложения на двух листах. Но чаще заказчик затребует с вас подробную историю, подтверждение, что вы в состоянии выполнить заказ, гарантии. И это обоснованно: цель заказчика — найти лучшего исполнителя. Тщательно прорабатывайте все аспекты. Неисполнение малейшего пункта может повлечь снятие заявки — и все усилия впустую. Как правило, все формы для заявок предоставляет заказчик.

Обратите внимание, чтобы электронная подпись подходила для участия на коммерческих площадках. Электронная подпись для госзакупок не подойдет.

Совет 4: Для победы важны три критерия: цена, качество и квалификация.

Объем коммерческих закупок увеличивается с каждым днем.

Коммерческие торги — это новые заказы, контракты и крупные клиенты.