Как выбрать тендер. Виды торгов.

Какой вид торгов подойдет вашей организации

Итак, вы решили участвовать в электронном конкурсе. В первую очередь, важно определить, какой вид торгов подойдет вашей организации.

По форме проведения бывают закрытые и открытые, одно- и двухэтапные, конкурентные и неконкурентные электронные тендеры.

Закрытый тендер не объявляют на специализированных порталах и не освещают в СМИ. Заказчик прицельно выбирает возможных исполнителей и в индивидуальном порядке приглашает к участию в торгах. Закрытая тендерная форма уместна в нескольких случаях:

  •  когда объект исполнения связан с гос.обороной или службой безопасности компании,
  • когда выполнить заявку может ограниченное количество организаций.

Важно: эта форма торгов регламентирована. Использование закрытых торгов должно быть законодательно обоснованно.

Результаты закрытых торгов объявляют участникам после подписания договора с автором лучшего предложения.

Очевидно, что для новичков закрытый конкурс в буквальном смысле закрыт.

Потому имеет смысл обратить внимание на открытые тендеры.

Информация об открытых торгах общедоступна. Она публикуется на специализированных ЭТП и освещается в средствах массовой информации. Принять участие может как юридическое, так и физическое лицо. Участник закупки должен предоставить необходимую документацию и соответствовать прописанным заказчиком требованиям. Таким образом, заказчик может выбрать самые выгодные условия, что более полно удовлетворят потребности.

Самая простая и распространенная форма проведения торгов – в один этап. Заказчик сразу выдвигает четкое техническое задание и требования. Затем рассматривает предложения, оформленные в соответствие с тендерной документацией, и определяет победителя.

Если речь идет о комплексной и сложной заявке, то часто практикуется конкурс в два этапа. На первом этапе уточняется тех.задание, на втором – уже на основе готовых требований выставляются предложения.

Существует неконкурентная форма закупки. Как ясно из названия, никакого конкурса не проводится. Заявка сразу направляется единственному исполнителю. Эта форма оправданна, когда речь идет об естественных монополистах (например, услуги ж/д) или согласно указам органов власти. Прежде чем выставить тендерную заявку, заказчик обязан письменно подтвердить и обосновать выбор закупки.

Закупка у единого поставщика – пример неконкурентной формы. Как и конкурс, предполагает подготовку документации, указание условий и цены. По сути, является прямым заключением сделки с единственным исполнителем.

Естественно, нас интересуют конкурентные тендеры, где заказчик выбирает победителя из двух и более участников.

Отличается процесс проведения закупки.

Запрос котировок – самый простой тендер. Иногда ее называют запрос цен. Здесь играют в более низкие цены. Минимальная документация и простая система оценки делают торги быстрыми: можно уложиться в две недели. Не требуется регистрации на ЭТП, из документов – котировочная заявка. Немаловажно, что участие в котировочных торгах практически бесплатно, что провоцирует большую конкуренцию. Есть ограничения:

  • стоимость заявки максимум  500 тыс.руб.
  • этот тип закупки не должен превышать 10% от годового бюджетного плана.

Запрос предложений – роль играет и цена, и условия исполнения. Все предложения оцениваются по установленной заранее системе в баллах. Победителем становится заявка, набравшая максимальное количество баллов. Организация может подать несколько предложений, различающихся по стоимости или другим условиям.

Иногда в результате тендера проводится переторжка – дополнительные торги с целью еще большего снижения цены.

Важно учитывать некоторые особенности закупок от разных заказчиков:  государство, коммерческие предприятия и юридические лица, действующие в соответствие с 223-ФЗ.

Проведение госзакупки строго регламентировано 44-ФЗ и неизменно. Остальные типы заказчиков сами устанавливают способ, порядок проведения, требования к участникам. С одной стороны, большая свобода, с другой – больше сложностей для организаций-участников. Государственные тендеры, несмотря на строгость и ограниченность в форме, подчас предлагают более широкие возможности и мягкие условия для участия.

Все виды закупок имеют общую цель: эффективное и целесообразное взаимодействие между заказчиком и исполнителем. Разнообразие тендеров обусловлено требованиями рынка. Сегодня количество самих тендеров постоянно увеличивается, захватывая все новые сферы. Участвуйте в конкурсах, осваивайте новые площадки и регионы, развивайте свой бизнес!

Остались вопросы? Звони! Проконсультируем.