Генпрокуратура проанализировала нарушения законодательства в сфере госзакупок

Генеральной прокуратурой РФ был проведен анализ состояния законности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на основании материалов практики прокурорского надзора и информации, представленной министерствами и ведомствами — участниками Межведомственного плана мероприятий по предупреждению и пресечению «откатов», получаемых за исполнение государственного и муниципального заказа.

Генеральной прокуратурой РФ был проведен анализ состояния законности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на основании материалов практики прокурорского надзора и информаций, представленных министерствами и ведомствами — участниками Межведомственного плана мероприятий по предупреждению и пресечению «откатов», получаемых за исполнение государственного и муниципального заказа. Аналитический обзор, проведенный Генпрокуратурой, был направлен для размещения на Официальном сайте государственных закупок.

В прокуратуре отметили, что нарушения законодательства в сфере закупок носят устойчивый характер, существенно криминализированы и коррупциогенны. Они связаны с несоблюдением требований закона при нормативном регулировании данной области, организации и проведении торгов, заключении и исполнении контрактов, осуществлении контрольных полномочий.

По данным проверки, следственными органами Следственного комитета РФ за 2014 год расследовано 217 преступлений в сфере закупок (за 2013 год — 165), в I квартале 2015 г. в производстве следственных подразделений органов внутренних дел субъектов Российской Федерации находилось 203 уголовных дела рассматриваемой направленности.

В 2014 году ФАС России в рамках осуществления контроля соблюдения законодательства о размещении заказов принято 25,3 тыс. решений о наличии нарушений, по результатам проверок выдано 24,3 тыс. предписаний и 9,8 тыс. постановлений о наложении штрафа.

Объектами пристального внимания являются социально значимые сферы жилищно-коммунального хозяйства, дорожного и жилищного строительства, транспорта, здравоохранения, социального обеспечения и государственного оборонного заказа.

В письме отмечается, что во многих субъектах РФ установлены случаи неисполнения требований законодательства о контрактной системе органами государственной власти и органами местного самоуправления. В большинстве случаев выявленные нарушения касались принятия органами власти и местного самоуправления незаконных правовых актов либо отсутствия с их стороны необходимого нормативного регулирования, а также иного бездействия.

Значительное количество нарушений допускается членами единых (аукционных, конкурсных, котировочных) комиссий при рассмотрении заявок, принятии решений о допуске либо отказе в допуске к участию в торгах и запросах котировок, определении победителей торгов.

Ограничение круга участников торгов зачастую осуществлялось путем включения в конкурсную и аукционную документацию незаконных условий (в том числе обязанности предоставлять излишние документы), а также вследствие неправомерного сокращения сроков подачи заявок.

Выявлены противоречащие законодательству условия контрактов либо их отличие от объявленных документацией о закупках, вмешательство прокуроров потребовалось в связи с отсутствием в контрактах обязательных условий об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, проверками вскрыты факты аффилированности членов конкурсных комиссий и участников размещения заказа, а также признаки сговора между ними.

Также результаты надзорной деятельности свидетельствуют о наличии фактов незаконного изменения сторонами условий заключенных контрактов, фактов заключения договоров без надлежащего банковского обеспечения и предоставления фиктивных банковских гарантий, случаев ненадлежащего исполнения контрактов, непринятия заказчиком мер по предъявлению штрафных санкций и расторжению контрактов и случаев игнорирования требований федерального законодательства о закупках имели место и в деятельности федеральных органов исполнительной власти.

По результатам проверки, было выявлено, что типичным нарушением законодательства является отсутствие должного контроля в сфере закупок со стороны уполномоченных органов как федерального, так и регионального и муниципального уровней, что создает условия для различных правонарушений.

Источник: http://www.pro-goszakaz.ru/news/100159/