Основные различия между квалифицированной и неквалифицированной электронными подписями

Технологии обмена данными непрерывно развиваются, и средства их защиты тоже нуждаются в совершенствовании. Так, совсем недавно существовал всего один вид электронной подписи – простая, а к текущему моменту уже активно применяются два вида усиленной ЭЦП – квалифицированная и неквалифицированная. Чем они отличаются, и когда обязательны к применению – разберемся в этой статье.

Преимущества усиленной электронной подписи

Как известно, основное предназначение простой ЭЦП – подтверждение самого факта подписания документа. Так, она применяется для подтверждения любой операции, совершенной в режиме онлайн. К примеру, любые действия в информационной системе вашего банка подтверждаются авторизацией по логину и паролю. Комбинация этих элементов может служить примером простой подписи. Однако подписанный ею файл защищен в наименьшей степени: в случае взлома, изменения невозможно будет отследить. Еще один важный момент – простая электронная подпись не приравнивается к физической и не сообщает документу юридической силы. В то же время усиленная ЭЦП, создаваемая специальными шифровальными программами, позволяет отследить изменения, внесенные в документ после подписания.

Неквалифицированная электронная подпись

Требования к этому виду ЭЦП гораздо менее строгие, чем к квалифицированной подписи. Чаще всего НЭП применяется при подписании налоговых деклараций и первичных документов (с 2017 может применяться и простая), иногда она используется участниками электронных закупок – в зависимости от правил конкретной торговой площадки. Принято считать, что НЭП служит аналогом печати организации.

Квалифицированная электронная подпись

Все, что написано о данном виде ЭЦП, сводится тому, что в настоящий момент это самый надежный способ защитить электронный документ. От неквалифицированной подписи она отличается двумя параметрами:
  1. Может быть выдана исключительно аккредитованным удостоверяющим центром;
  2. Выдается вместе с сертификатом проверки ключа;
  3. Придает подписанному документу юридическую силу (приравнивается к физической подписи).

Очень часто применение КЭП диктуется законом. Это касается тех случаев, когда документы, подтверждающие юридические факты, могут быть отправлены по интернету. Например, при удаленной регистрации онлайн-кассы, направлении документов в суд, передаче налоговой отчетности и так далее.


Задайте ваш вопрос

Еще статьи по теме:

Квалифицированная электронная подпись
Получение электронной подписи в казначействе
Электронная подпись для онлайн-касс
Носитель электронной подписи eToken
Какие бывают носители электронной подписи